Стратегии ведения переговоров
Фото: Ralph Leue с сайта unsplash.com
В литературе, посвященной ведению переговоров, не содержится определение этого понятия, как будто его значение само собой разумеющееся. Исследовав этимологию этого слова, находим, что существительное «переговоры» произошло от глагола «переговорить», где «пере» является приставкой, а «говор» - корень. В толковых словарях можно найти следующие значения глагола переговорить: обменяться мнениями, поговорить. В свою очередь, глагол «говорить» означает владеть, пользоваться устной речью, языком, произносить слова, выражать в устной речи какие-либо мысли, мнения, сообщать что-либо. А приставка «пере» - действие, превышающее результатом аналогичные действия других.

Таким образом получается, что «переговорить» означает лучше собеседника владеть речью или выразить относительно него больше мыслей или мнений, а существительное «переговоры» обозначает этот процесс.

И действительно - процесс переговоров обычно выглядит именно таким образом - кто из сторон переговорит друг друга, тот и победил, но всё же победа в споре не решает проблему. Встречаются также случаи встреч просто для того, чтобы поговорить, а потом разойтись, ничего не решив.
«Конфликт» происходит от латинского слова «conflictus» и означает столкновение: столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Иными словами конфликт – это разногласие по различным точкам соприкосновения сторон, их позиций, взглядов, убеждений, ценностей. Значит, урегулирование конфликта означает приведение сторон к согласию, то есть единомыслию, общности точек зрения. Достижению согласия служит общение, именно поэтому в такие периоды особенно повышается ценность навыков владения им.
Общение является скоординированым взаимодействием по меньшей мере двух человек с целью достижения согласия, управляемое внутренним фактором.
Проведение времени в компании друзей является общением: управляется внутренним фактором, каждому нравится то, что они делают, и нравится делать это друг с другом.
Переговоры, как правило, управляются внешним фактором и общением не являются. Стороны уже претерпели определенного рода неудачу и столкнулись с проблемой, и именно это побуждает их взаимодействовать друг с другом. С помощью переговоров возможно достичь согласия, однако согласия внешнего, которое носит защитный характер избавления от неприятной ситуации.
Достигнутое внешнее согласие не означает, что договоренности будут выполнены. И именно поэтому переговоры не являются действенным способом урегулирования конфликтов.
Фото: Alexis Chloe с сайта unsplash.com

В 1972 году К. Томас и Р. Килманом (Thomas-Kilmann Instrument) сформулированы пять стратегий поведения, которые люди используют в конфликте. Поскольку переговоры, как правило, представляют собой конфликт интересов разных сторон, корректно рассмотреть их и как стратегии ведения переговоров. К ним относятся:

Избегание - уклонение и неспособность занять позицию, отсутствие стремление к кооперации.

Соревнование - принуждающие поведение, стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Приспособление - принесение в жертву своих интересов ради другого.

Компромисс – предложение промежуточных позиций на основе взаимных уступок.

Сотрудничество – противодействие разногласиям, нахождение решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.

Достижению согласия служит Общение, поэтому рассмотрим эти стратегии с этой точки зрения.
Избегание — это поведение, направленное на уклонение от взаимодействия, носит защитный характер, и общением не является.
Приспособление является псевдообщением. Это только внешне согласительное поведение, в реальности рассогласовано с функцией общения, так как оно противоречит внутренним потребностям и интересам человека, является защитно-оборонительным и призвано защитить себя от трудностей в будущем.
Если поторопиться, то компромисс можно ошибочно принять за общение, ведь, при этой стратегии кажется возможным прийти к согласию. Однако это не так. Ещё его называют решением в духе «проигрыш-проигрыш». Компромисс также является только внешне согласительным поведением и отличается от приспособления только тем, что обе стороны, а не одна, поступаются своими внутренними потребностями, желаниями и интересами. Компромисс также является псевдообщением, при котором истинное согласие не достигается.
Фото: Quino Al с сайта unsplash.com
Сотрудничество – это поведение, в результате которого возможно достичь решение, удовлетворяющее интересы и потребности обеих сторон. Сотрудничество соответствует функции общения – достижению согласия и удовлетворению своих интересов через согласие с интересами и потребностями другого человека, управляется внутренним фактором – желанием его достичь, а потому является истинным общением.

Рассмотрев стратегии поведения в нем с точки зрения общения, становится очевидным, что, вследствие того, что конфликт – это уже результат сопротивления давлению, навязыванию интересов и желаний одной стороны другой, разрешить его с помощью насильственных стратегий поведения невозможно.

Избегание оставляет конфликт неразрешенным. Соперничество и приспособление эскалирует его, увеличивая количество давления и сопротивления, способствует нарастанию напряженности в ситуации и всё больше отдаляет стороны от согласия. Компромисс приглушает конфликт лишь на время. И только сотрудничество способствует достижению согласия, разрешает конфликт, а потому является оптимальным способом удовлетворения своих потребностей через других людей и лучшей стратегией ведения переговоров.

Бреева Екатерина


Использованная литература:

Орлов Ю.М. "Поведение, его структура и функции"

Орлов Ю.М. "Общение". Лекция по психологии

Большая психологическая энциклопедия

Добрушина Е.Р., Пайар Д. "Приставочная парадигма русского глагола: семантические механизмы"

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Толковый словарь Ожегова

Thomas, K. W., & Kilmann, R. H. (1974). Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument (TKI) [Database record]. APA PsycTests.

https://doi.org/10.1037/t02326-000