Коммуникация и общение
Фото: Fiona Murray с сайта Unsplash
В предыдущей статье понятие общение уже рассматривалось с точки зрения поведения. Но для того, чтобы лучше понять общение, необходимо понять, что такое коммуникация.

Коммуникация — это производство сообщений и обмен ими. В коммуникации участвуют отправитель сообщения и получатель. Целью коммуникации является отправка сообщения отправителем и подтверждение его принятия получателем.

С Вами поздоровались. Отправитель послал Вам сообщение: «Здравствуйте!». Вы поздоровались в ответ, продемонстрировав, что сообщение получено. Коммуникация осуществлена.
Диалог продавца и покупателя в магазине: Покупатель: Здравствуйте! Продавец: Добро пожаловать! Покупатель: Сколько стоит это молоко? Продавец: 50 рублей.
Данный диалог состоит из нескольких циклов коммуникации, в процессе которого отправитель и получатель постоянно меняются ролями.
Коммуникация может осуществлять не только вербально. Незнакомый прохожий Вам улыбнулся. Это тоже акт коммуникации, который будет окончен, если Вы покажете, что сообщение получено, например, улыбнетесь в ответ.

Коммуникация может быть произвольной и непроизвольной. Восприятие другого человека, черт его личности часто является непроизвольной коммуникацией. В этом случае человек, «носитель черты», непроизвольно становится отправителем сообщения о себе.

По улице идет мужчина, одетый в дорогой костюм, чем отправляет сообщение о своем высоком статусе. Но коммуникация будет осуществлена только, если прохожий сможет оценить стоимость этого костюма. Если не сможет, акт коммуникации не будет завершен.

Согласие является условием выживания, а достижению согласия служит общение, имея его своей целью. Это означает, что пока согласие не будет достигнуто, общение не будет завершено. Цель коммуникации – осуществление сообщения. Коммуникация окончена с момента доставки сообщения адресату. Коммуникация не является общением, но она является его инструментом.

Фото: Bundo Kim с сайта unsplash.com
Психология исходит из того, что поведение имеет две фазы: первая фаза – достижение цели, вторая фаза – удовлетворение потребностей (достижение предвосхищаемого образа удовольствия), так как именно достижение цели делает возможным получение удовлетворения, ради которого совершается действие.
Любое удовлетворение (достижение предвосхищаемого образа удовольствия) имеет две стороны: консумматорную и гедонистическую. Консумматорная – необходимая для выживания, гедонистическая – получение удовольствия, даже причиняя организму вред.
В случае с пищей, консумматорной мотивацией будет введение продуктов в организм, необходимых для жизнедеятельности, гедонистической – получение удовольствия от еды.
Однако чаще в нашей потребности потреблять пищу будет присутствовать только гедонистическая мотивация, для выживания нам требуется гораздо меньше еды, чем мы потребляем, и часто потребляем пищу, наносящую вред.
Также и в случае с коммуникацией. Акт коммуникации может быть необходим для выживания: позвать на помощь, а может служить удовлетворению гедонистической мотивации.
В диалоге продавца и покупателя в магазине:
- Здравствуйте!
- Добро пожаловать!
- Сколько стоит это молоко?
- 50 рублей,
присутствует консумматорная мотивация. Знать, сколько стоит продукт необходимо для его покупки и употребления в целях выживания.
В диалоге между продавцом в бутике и покупателем обуви:
- Здравствуйте!
– Здравствуйте!
– Сколько стоят самые дорогие туфли?
– 100 000 рублей
– Прекрасно, беру!»,
присутствует только гедонистическая мотивация: продемонстрировать, что покупатель имеет возможность, не считая деньги, купить дорогой товар, отчего и получает удовольствие. Очень часто ради такой демонстрации, но в ущерб своим интересам, берут кредит.
Фото: Thom Milkovic с сайта unsplash.com
Наблюдая за окружающей нас действительностью, будет не сложно сделать вывод, что коммуникация чаще совершается для удовлетворения гедонистической мотивации.
В то время, как общение служит для выживания и в основе своей имеет консумматорную мотивацию, в нем сложно, а порой невозможно, удовлетворить гедонистическую, как например, я умный, гениальный, выдающийся, способный, а потому именно это часто и служит препятствием к такому взаимодействию.

Бреева Екатерина


Использованная литература:

Орлов Ю.М. "Поведение, его структура и функции"

Орлов Ю.М. "Общение". Лекция по психологии