Соперничество в коллективе
Ревность, зависть, ненависть и трусость команд и сотрудников внутри компании - как вредит делу? Соперничеству мы научаемся ещё в школе, когда за знания ставят оценки. При этом чем больше отличных оценок ученик получил, тем его больше хвалят. Считается, что так стимулируется желание лучше учиться. Однако попутно таким образом стимулируется и соперничество в коллективе. Оценки носят субъективный характер, так рождаются первые обиды, а постепенно и ревность, зависть, ненависть к членам коллектива. Полученный в школе опыт переносится и в отношения на работе.
Ревность, зависть, ненависть – есть ни что иное как аффективная реакция на поведение другого человека, которое не соответствует нашим ожиданиям. Человек так устроен, что постоянно сравнивает себя с другими. Если кто-то лучше его, он может испытывать зависть, ревностно относиться к его успеху, а если лучше он – тогда испытывать гордость. Трусость – реакция на страх неудачи, подкрепляемая неприятными переживаниями из прошлого. Это естественные реакции человека. Однако, когда эмоции активизируются, они берут на себя управление мышлением и поведением. Естественно, ни о какой пользе делу говорить не приходится.
Для того, чтобы избежать таких ситуаций, руководителю необходимо выстраивать и поддерживать в коллективе атмосферу доверия, сотрудничества, взаимопомощи и согласия, избегая субъективных оценок и сравнения. Если же проблем избежать не удалось, в первую очередь необходимо проанализировать ситуацию, найти причины, её побудившие, и их устранить. Параллельно с выстраиванием доброжелательной атмосферы, возможно работать с такими сотрудниками по управлению эмоциями.
Возникший конфликт можно урегулировать с помощью медиации. В зависимости от сложившейся ситуации медиатором может быть как человек со стороны, так и руководитель или член коллектива, пользующийся доверием.
Возможно также сознательное вредительство соперникам в коллективе для того, чтобы выглядеть лучше перед начальством. Ведь, стать лучшим возможно только двумя способами: действительно стать лучше соперника и «опустить» другого. В такой ситуации главную роль будет играть руководитель: что он больше поощряет - качественную и профессиональную работу или лесть.